Налоговые проверки



Тема налоговых проверок была, есть и будет одной из самых актуальных в процессе жизнедеятельности любого хозяйствующего субъекта. Многие руководители и бухгалтеры, не говоря уже о простых обывателях, пребывают в серьезных заблуждениях относительно процедуры их прохождения. Во многом это происходит от элементарного отсутствия знаний в области налогового права.

Для того чтобы составить общее понятие о налоговых проверках необходимо, прежде всего, дать её определение.
Налоговая проверка - это, во-первых, одна из форм проведения налогового контроля. На это указывает абзац 2 статьи 82 НК РФ:
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.


Непосредственно налоговым проверкам посвящена статья 87 НК РФ. Однако легального определения налоговой проверки указанная статься не содержит. Законодатель, очевидно, решил не перегружать налоговый кодекс определением налоговой проверки, уточнив, что налоговая проверка - форма налогового контроля, и дав его определение.

Итак, следуя логике налогового кодекса РФ, исходя из смыла ст. 82 и 87 НК РФ получаем следующее определение понятия налоговой проверки. Налоговая проверка - это форма налогового контроля, целью которого является соблюдение налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Виды налоговых проверок
В соответствии с п.1 ст.87 НК РФ
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;
2) выездные налоговые проверки.


Камеральная налоговая проверка

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ.

К специфическим особенностям присущим камеральной проверке можно отнести следующие:

1. Проведение проверки по месту нахождения налогового органа. Именно этой особенности проверка обязана своим названием камеральная (от итальянского camera - комната). На практике это означает, что проверяющий осуществляет проверку на своем рабочем месте.

2. Процедура начала проверки не требует специального решения руководителя налогового органа. Начало проверки связано с подачей налоговой декларации или расчета.

3. Проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями

4. Срок проведения камеральной налоговой проверки, как правило, составляет 3 месяца со дня подачи налоговой декларации или расчета. Данной срок не подлежит продлению и не прерывается.
Камеральная налоговая проверка иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость проводится в течение шести месяцев со дня представления.
Следует отметить, что для камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС предусмотрен срок проведения проверки 2 месяца с момента подачи декларации, который при на наличии признаков признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах может быть продлен до 3 месяцев. Решение о продлении срока камеральной налоговой проверки вправе принять руководитель (заместитель руководителя) налогового органа.
5. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

6. Важной особенностью камеральной налоговой проверки является то, что оформление ее результатов посредством составления акта, происходит только в случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов, либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах ( п.5 ст. 88 НК РФ). Если подобных фактов в ходе проверке не выявлено, акт не составляется.

7. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Выездная налоговая проверка

Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирован ст. 89 НК РФ.

К специфическим особенностям присущим выездной налоговой проверке можно отнести следующие:

1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков - иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, - по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.

2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации.
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.

3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.* (при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта существуют свои особенности закрепленные в ст.89.2 НК РФ).

5. Проверяемый период - может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет*, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Период проверки может выйти за 3 года только в случае, если во время проведения проверки налогоплательщиком была подана уточненная налоговая декларация по налогу соответствующему налогу. То есть если во время проведения проверки по НДС была подана уточненная декларация по НДС за период не входящий в период проверки, то рамки автоматически сдвигаются на период поданной "уточненки".

Ремарка:
Существует расхожее, ничем не подкрепленное заблуждение главных бухгалтеров и руководителей, что выездная налоговая проверка может прийти раз в три года и (или) через три года после начала деятельности организации. Мнение это ошибочно и единственным правдоподобным объяснением данной легенды является наличие трехлетнего срока охватываемого проверкой.

6. По общему правилу, если это прямо не указано в налоговом кодексе, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

7. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Однако, с учетом того, что налоговые кодекс позволяет приостановку проверки, срок может увеличиться.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. Если налоговые органы не смогли получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.

Важно помнить, что на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.


Как видим, продолжительность проверки может занять от 2 месяцев до 1 года 1 месяца.

* При проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта существуют свои особенности закрепленные в ст.89.2 НК РФ.


использованы материалы: Любовь Безсолова



проверки налоговые проверки налоговый контроль камеральная налоговая проверка выездная налоговая проверка
Может оставишь комментарий?
Имя:*
E-Mail: